Пульпа от камня и камнеобработки, гранитные отходы и их воздействие на экологию

Житомирщина и гранит - эти понятия стали слишком близкими в течение последнего десятилетия. Когда речь идет о нашем Коростышевском регионе, то возникает четкий образ массовой обработки камня и наоборот. Так, Житомирская область действительно стала мощным центром обработки гранита, габбро, лабрадорита и других камней. Но все это создало только одну сторону медали. Другой стала масса отходов шлама, выброшенного в окружающую среду, что с экологической точки зрения представляет собой явление довольно мерзкое.

отходы каменной пульпы после камнеобработки

Проблема пульпы для экологии в будущем

Представьте себе берега рек, когда-то плодородные поля, залитые метровым слоем пульпы, которая со временем затвердела и стала подобной асфальту. Именно такую "панораму" можно увидеть в камнеобрабатывающих районах. А что же дальше? Относительно этого сейчас никто не может точно сказать, чем обернутся эти отходы для грядущих поколений. И не станет ли со временем наша родной Житомирский край, по крайней мере ее камнеобрабатывающие районы (такие как Коростышев), каким-то другим эпицентром?..

Наиболее загрязненные районы и пробы пульпы

Как ни странно, но об экологическом состоянии Коростишевского, Володар-Волынского и Черняховского районов (где работает больше всего камнеобрабатывающих предприятий), упоминается эпизодически. Например, накануне Дня окружающей среды. Хотя ситуация там не совсем утешительная. Комментируя этот больной вопрос, инспекторы-экологи приводят статистику проверок, составленных предписаний и даже привлечения должностных лиц к административной ответственности. Экологи сообщили, что ими были обследованы ряд предприятий названных районов на определение содержания тяжелых металлов, в частности оксида хрома и цинка в почве, воде и пульпе. И по результатам лабораторного контроля содержание железа превышал фоновый уровень в 1,5 раза. В отобранных пробах пульпы установлено превышение хрома в 1,7 раза, цинка в 1,3 раза.

загрязненные пульпой районы камнеобработки

Тщетные попытки решить проблему на законодательном уровне

Понятно, что при таких обстоятельствах надо бить тревогу. И экологи «забили», еще в конце 1990-х! В адрес Житомирской облгосадминистрации начала поступать информация о проблеме шлаков прежде всего в Коростышевском районе. Тогдашнее руководство области прореагировало стандартно - выдало распоряжение «Об устранении нарушений законодательства по обращению с промышленными и бытовыми отходами» и обязало Коростышевскую РГА рассмотреть вопрос о создании производства по переработке шлаков. И что? В начале 2000-х годов вопрос каменной пульпы якобы сдвинулся с мертвой точки. Коростышевская района власть и горсовет провели несколько оперативных совещаний с участием предпринимателей. Данная тема рассматривалась в городе на выездном заседании постоянной комиссии по вопросам Чернобыльской катастрофы, экологии и использования природных ресурсов Житомирского облсовета. Однако позже проблему района были переведены на его же плечи. А это бесполезно.

Варианты решения проблемы отходов от камнеобработки

Что делать? Чтобы дать ответ на этот вопрос полезно познакомимся с мировым опытом утилизации и переработки отходов. Возьмем Италию, где переработка и захоронение давно поставлены на широкую ногу. Сначала же несколько слов об особенностях залегания камня на Апеннинах. Дело в том, что декоративные породы находятся там ни под землей, а над поверхностью в высоких скалах. Там же, вокруг горы, работают камнеобрабатывающие фирмы, а определенная коммерческая структура «зачищает» результаты их деятельности. В функции фирмы «санитара» относится переработка бутового камня и работа с шлаком, который прессуют, или пакетируют в биг-беги и отправляют обратно в исходное место: поднимают на скале-копи, которые после наполнения шламом консервируются надежным железобетонным покрытием. То есть, могильники пульпы образуются высоко в горах, блокируют их от грунтовых вод и таким образом делают вполне безопасными. Однако это мировой опыт. А как быть Житомирщине, где существует карьерный способ добычи (отсюда затопления этих мест водой), что делает невозможным использование карьеров под могильники? К тому же, надо учитывать менталитет значительной части украинских каменщиков, которые не всегда осознают необходимость тратиться на природоохранные мероприятия.

пульпа и бутовый камень от резки в отходах

Нужно ли "изобретать велосипед"? Нет, конечно, нужно просто заимствовать мировой опыт применения установок для утилизации отходов. И такая установка, кстати, работала на одном камнеобрабатывающем предприятии Коростышевского района. Технология проста: после полировки шлам вместе с водой поступает в специальные контейнеры, внутри которых установлена система фильтров. Пройдя сквозь них, очищенный шлак оседает в конусы, отжимается и в загустела состоянии откидывается в биг-беги. Далее упакованные отходы отстаиваются, и в сухом виде отправляются на специально отведенное место. Ну а дальше шлак должен захороняться в специальном могильнике, контуры которого обозначились еще десятилетия назад: в Коростышевском районе было выделено 10 га земли под проект создания полигона стоимостью почти 5 млн. грн. Однако, дальше выделения земли под могильник дело-то, к сожалению, не пошло. Скорее всего потому, что, как всегда, уперлась в проблему средств. Ведь согласно ст. 17 закона «Об отходах» «субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами обязаны участвовать в строительстве объектов обращения с отходами».

К тому же, они сами должны определить состав и свойства отходов и не допускать удаления их в несанкционированных местах. Конечно, органы местного самоуправления должны выделять под эти проекты и свои средства. Это в идеале, но в реальной жизни как раз на этой стадии (выделение средств) и «накрываются» неприбыльные, но социально значимые проекты.

Завод по производству ультрасовременных стройматериалов. Вообще-то захоронения - хорошее дело, но с точки зрения экономики не совсем разумно. Потому что мелкие отходы камнеобработки, как выяснилось, можно успешно применить в производстве строительных материалов, даст совершенно реальную возможность не только избежать минусов, а и получить от пульпы неплохую прибыль. Следовательно, речь идет о заводе по производству ультрасовременных стройматериалов, который являются альтернативой для значительно более дорогих традиционных. Результат такого проекта должен удовлетворить всех: представители власти будут спокойно спать, потому что получат чистую окружающую среду (большой плюс к следующим выборам), субъекты хозяйствования четко знать, куда тот шлак девать, не нарушая природоохранное законодательство, а рядовые люди смогут не волноваться за здоровье, и наконец - исчезнет ныне существующее варварство над природой в виде несанкционированных свалок.

Однако такого завода в Житомирской области нет. Причины торможения с перерабатывающим заводом одними специалистами усматриваются в том, что имеющихся объемов пульпы якобы не хватит для постоянной деятельности такого предприятия. Другие считают, что оно может быть низкорентабельным учитывая транспортировки пульпы из нескольких районов в место ее переработки. Однако относительно сомнений в рентабельности следует сослаться на маркетинговые исследования ультрасовременных стройматериалов (из отходов камнеобработки), которые указывают на прекрасные перспективы: 20-кратное увеличение производства. Потому что они (такие материалы) и качественные, и дешевые, что соответствующим образом позволит снизить стоимость жилья. А это для Украины крайне актуально. Итак, варианты решения проблемы есть, однако воз и ныне там: тяжелые металлы попадут в грунтовые воды, которые несут их в наши источники и колодцы. Что будет потом - прогнозировать не трудно...